Речь пойдёт о моих наблюдениях за формированием личности с возрастом и о замеченных в этом процессе закономерностях. Наблюдений было не так много, как хотелось бы, вёл я их нерегулярно, так что и точность получилась не наивысшая.

В основу исследований лёг тот факт, что разные люди приходили к одному и тому же уровню зрелости мышления не одновременно, а в совершенно разном возрасте, причём после достижения какого-то уровня развития оно дальше почти не менялось. Так что просто взять и объяснить всё разными уровнями развития всех людей не удалось.

Гораздо большую ясность внесла модель, в которой скорость развития была пропорциональна оставшейся несформированной части личности относительно её потенциально возможного уровня развития. С этой схемой хорошо стыковалось быстрое развитие личности в начале и медленное в конце, а описывалось оно простым и легко решаемым дифференциальным уравнением.

y' = k ( 1 - y )

Такое уравнение получается, если принять начало развития y за 0, а 1 за конец. Очень простое решение показало, что удобно использовать период полуформирования личности, как время за которое несформированная часть личности уменьшается вдвое. Тогда приняв его за T у меня получилась очень простая формула.

y = 1 - 2^( - t / T )

Умножая результат на соответствующий уровень развития можно в итоге получить, в кого и когда разовьётся кто. Выяснить связь между периодом полуформирования личности и уровнем её конечного развития мне так и не удалось. Может быть, она и есть, но я её не заметил, а кому-нибудь ещё это когда-нибудь и удастся.

Период полуформирования личности у меня получился от 6 до 12 лет, что хорошо поясняет все трудности подросткового возраста, где разница между уровнями развития получается максимальная даже для одинакового потенциального уровня развития. Вероятность и масштаб конфликтов между людьми получаются пропорциональными разности уровней их личного развития.

Выводы следуют весьма печальные. Я неоднократно прохаживался по неэффективности, а чаще просто глупости многочисленных возрастных ограничений, а теперь ещё и получил подтверждение цифрами своей правоты. При таком разбросе в два раза любая попытка выработать более-менее приемлемую стратегию воспитания в зависимости от возраста заранее и полностью обречена на провал.

Получается, что у одних людей личность уже наполовину сформирована в 6 лет, а у других только в 12. Или у одних в 12 она сформирована уже на три четверти, а у других только наполовину. Все попытки хоть как-то решить проблему сводились с Шариковскому «всё взять и подеолить» с вполне закономерными последствиями. Это как если бы взять всю обувь размеров от 41 до 45, сложить и поделить, получив на этом основании средний размер 43. С обувью такую глупость проделать не додумались, а с воспитанием вопреки Макаренко смогли.

Поэтому не надо удивляться беснованию и озлобленности подростков, которые начинают впадать в экстремизм. Представьте себе, что вас в тридцать лет понизят в правах до пятнадцатилетнего возраста и вам ещё пять лет надо так жить. Вот примерно так всё и происходит. Читать это и делать хоть какие-то выводы никто не будет, поэтому все вместе будем наслаждаться втягиванием большой части слишком рано повзрослевшей молодёжи во всевозможные политические авантюры и наслаждаться многочисленными майданами.

Вообще, предки были умнее нас и хотя бы устраивали проверку на взрослость, чего бестолковые потомки не оценили, а решили, что уже стали намного умнее предков и возрастной оценки хватит. Ульянов, а чуть позже и Гитлер, а немногим позже ещё и Мао Цзедун и Пол Пот показали, что нет, не хватит.

Но кое-какие соображения относительно, почему одни взрослеют в 6 лет настолько же, насколько другие в 12, у меня есть. Я так подозреваю, что привязаны эти сроки не только к личным качествам, но ещё и к общественным условиям жизни. То есть под жёстким воздействием среды срок взросления сокращается, в то время как в мягких условиях он увеличивается. Понятно, что во дворе на лавочке под пинками всех подряд взросление происходит быстрее, к тому же ускоряемое поркой дома. В то время как проводящий большую часть времени за компьютером или с книгами ребёнок будет развиваться медленнее.

Вообще, набирающая последнее время всё больший размах политика ограждения детей от всего как раз и направлена чуть ли не полностью на увеличение периода полуформирования личности. Зачем это делается мне точно понять не удалось. То ли причёсывают общество к некоему единому стандарту, а может просто пытаются всех таким вот образом превратить в неких великовозрастных детей. В средние века человек в пять тет уже шёл смотреть на казнь очередного преступника на главной площади, а сейчас в 12 ещё нельзя смотреть на жёсткое насилие и слушать грубую ругань. Где-то я даже натыкался на многочисленные правила начисления возрастных рейтингов.

На вопрос «А можно ли ускорить развитие?» ответ однозначно да, но тут же появятся проблемы с обществом, которое быстрое развитие не приемлет, а живёт ещё половиной пережитков патриархального или похожего на него строя. Видимо, после упадка всех античных цивилизаций общество скатилось обратно в первобытный строй, в котором почитался в первую очередь возраст потому, что никакой другой оценки придумать люди тогда не смогли. Надо заметить, что в то время в таком подходе был серьёзный смысл так как все хоть умственно, хоть физически недоразвитые люди просто не выживали в условиях первобытного общества. Благодаря этим же суровым условиям выведенный мной период полуформирования личности был тогда предельно мал.

Дальнейшие перспективы развития общества с точки зрения увеличения периода полуформирования личности я вижу печальные. Резкое экономическое расслоение условий жизни разных народов и социальных слоёв приведёт к тому, что в одних странах и слоях этот период и останется на уровне 6 лет, а в других слоях и странах он может и возрасти до 20 или даже до 30 лет. Следовательно усилится разделение общества на озлобленных, но уже созревших малолеток и на всё ещё застрявших в детстве или подростковом возрасте великовозрастных и около того детей. Положение выглядит как антиутопия.

Исследовать перспективы социальной катастрофы я не собираюсь, ибо дело это неблагодарное и бесполезное, всё равно никто никаких и никогда мер принимать не будет. Пусть исследованиями последствий как роста периода полуформирования личности, так и свойствами его самого занимаются психологи и социологи. Я не знаю, кто ещё этим вопросом занимался и занимался ли вообще, внушающих доверия или достаточно достоверных материалов по этому вопросу я быстро найти не смог, поэтому в их поисках никак помочь не смогу.